Регистрация
Gif версия Zillertal
О детском скалолазании 25.10.2005 Печать
Автор Таня Чуприна   

Мотивация достижения и спортивная соревновательность

      • Что мотивирует детей заниматься спортом?
      • Чего хочет ребёнок, приходя в спортивную секцию?
      • Что означает понятие "спортивная порядочность", и как его трактуют дети?
      • Почему так много детей бросают занятия спортом после 12 лет?
      • Так ли важна для ребёнка победа?

С подобными вопросами детской спортивной психологии приходится сталкиваться не только профессиональным тренерам. Большинство родителей считает, что, отдав ребёнка в спортивную секцию, они тем самым полностью решают проблему его физического воспитания, свободного времени и собственных нереализованных возможностей. Действительно, спорт является одной из немногих сфер деятельности детей, которой они занимаются активно и с увлеченностью.

Пик спортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Согласно данным возрастной психологии, этот возраст является критическим с точки зрения социального развития и становления самооценки ребёнка. Таким образом, занятия спортом в этом возрасте оказывают существенное влияние на личность и психическое развитие ребёнка.

Что же мотивирует детей заниматься спортом? Каковы побудительные причины спортивной соревновательности? В рамках решения данного вопроса было проведено психологическое исследование спортивной мотивации учеников школы "Афины" и дана сравнительная характеристика системы мотивов молодых спортсменов США.

Спортивная мотивация,

или почему люди занимаются спортом

Ученики школы "Афины"

Молодые спортсмены США

  1. Стремление развить свои способности

  2. Возможность посоревноваться

  3. Поддержание спортивной формы

  4. Повышение уверенности в себе

  5. Возможность научиться чему-нибудь новому

  6. Возможность побеждать

  7. Возможность получать призы, медали

  8. Чтобы побороть свой страх

  9. Иметь хороший иммунитет

  1. Получение удовольствия

  2. Поддержание формы

  3. Повышение мастерства

  4. Возможность посоревноваться

  5. Овладение новыми умениями и навыками

  6. Желание ощутить себя частью команды

  7. Выполнение того, в чём силён

  8. Желание выступать на более высоком уровне

Указанные причины позволяют сделать вывод о том, что большинство детей занимаются спортом, чтобы получить удовольствие, развить свои способности, стать физически подготовленными и для того, чтобы посоревноваться. Учитывая, что большинство мотивов, побуждающих детей заниматься спортом, внутренние по своей сущности, необходимо обеспечение ситуационных условий тренировки, отвечающих основным потребностям ребёнка.

Ритм современной жизни, учебная обстановка вызывают повышенную утомляемость детей. Наша задача - контролировать перегрузку детей, предупреждать их утомляемость, обеспечить смену видов активности (интеллектуальной и физической). Ребёнку необходим "выход за пределы", т.е. возможность оказаться в новой, непривычной атмосфере, кругу общения, испытать себя в новой роли или виде деятельности. Необходима организация нестандартных двигательных нагрузок игрового характера, требующих от ребёнка мобилизации его активности, как правило, основанной на соревновательных установках.

Занятие спортом, подвижные игры, двигательные методики служат своеобразной разрядкой для детей, выходом накопившейся энергии, снятием усталости, выплеском негативных эмоций. Никакие самые увлекательные студии не заменят ребёнку радости движения, ощущения силы, сноровки, координации, пластики. В спортивной игре ребёнок показывает пределы своих физических возможностей, что он гораздо реже проявляет в учебной и трудовой деятельности. Кроме физической силы, ловкости и других физических качеств занятия спортом развивают и такие психологические качества личности, как воля, выдержка, организованность, способствуют становлению самооценки, устойчивой Я-концепции ребёнка, повышают уверенность в себе.

В спортивной психологии существует такое понятие, как экстатическая игра (от греч. "восхищение"). Данный тип игр, в равной степени увлечение и взрослых и детей, отражает потребность человека выразить свой восторг, воодушевление перемещением в иную плоскость, своеобразным слиянием со средой. Тенденция слияния со средой порождает такие экстатические игры, как купание на волнах прибоя, скоростной спуск с горы, скачки на лошадях, катание на каруселях, полёты на дельтапланах, прыжки с парашютом, с вышки в воду и т.п. Человек испытывает особую потребность слиться с силами стихии природы. Известно, например, как любят дети бегать под дождём, кататься с гор, осваивать высоты, разжигать костры. Хаотические забавы детей на школьной перемене, во дворе - реакция на статику одномерной учебной жизни, на "сидячую деятельность".

На вопрос, чем привлекательно скалолазание для детей, отвечают сами дети: "мне нравится высота", "а мне нравится кататься на веревке", "а я люблю соревноваться, кто быстрей залезет до самого верха", "я стараюсь сам принимать правильные решения", "это мне помогает преодолевать свой страх", "а мне просто нравится группа, в которой я занимаюсь".

Ребёнок, занимающийся в секции, получает возможность испытать новые ощущения, оказавшись в вертикальном измерении, победить страх и собственную нерешительность; имеет шанс побывать в удивительных скальных районах и пещерных городах, пройтись горными тропами и перевалами, ощутить романтику стоянки в горах и оценить многообразие природы.

Надеемся, что занятия в секции для наших детей станут не просто увлекательной игрой, но и новым опытом освоения своего внутреннего мира и окружающей действительности, своеобразной "дорогой в облака", вопреки законам земного притяжения.


Прокомментируйте эту статью первым

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизируйтесь.

 


Подписаться в рассылку
Email:
Страница группы

© 2020 Клуб
Страница сгенерирована за 0.051615 секунд